info@cgac.com.ua +38 044 228 91 91
инструкция для руководителя в разрешении конфликта
Руководитель обязан не только уметь управлять каждым человеком в отдельности, но и группой в целом. Навыки и знания должны позволять прогнозировать групповую динамику, вероятных оппонентов, видеть возможные объективные причины потенциальных столкновений и устранять их еще до возникновения конфронтации. Если конфликт возник – это недоработка или упущение руководителя. Поэтому вмешиваться или не вмешиваться в конфликт подчиненных – вопрос даже не стоит. Как же разобраться в конфликтной ситуации, не наломать дров, и разрешить конфронтацию – давайте разберемся.
Для начала перед управленцем стоит задача собрать о конфликте информацию и проверить ее достоверность. Необходимо правильно оценить ситуацию, увидеть не внешний повод, а реальную причину столкновения, которую можно рассмотреть в тактике и действиях сторон. Сами участники далеко не всегда осознают истинную причину конфронтации, цепляясь за поверхностный повод. Итак, процесс сбора и анализа ситуации окончен и ситуация оценена. Теперь принимается решение о том, что делать с конфликтом (разрешение, эскалация или урегулирование), а следующий шаг – выбор способов реализации принятого решения и роли в конфликте.
Руководитель может выступать третьей стороной в конфликте через разные роли. Выбор позиции управленца зависит от типа конфликтной ситуации. Давайте остановимся на этом поподробнее.
Такая роль характерна жестким навязыванием решения. Управленец акцентирует внимание на абсурдности позиций оппонентов в конфликте, что провоцирует примирение. Возможен, также прессинг одного из конфликтующих, позиция которого оказалась ошибочной. В таком случае, руководитель склоняет этого участника пойти на уступки второй стороне.
Такая роль характерна согласованием позиций и интересов сторон с выработкой компромиссного решения. Это могут быть как совместные, трехсторонние, переговоры, так и переговоры с каждым из оппонентов в отдельности. В периоды обостренного конфликта, когда нет возможности разделить конфликтующие стороны используются совместные переговоры с поочередным выслушиванием оппонентов. Результатом переговоров может стать взаимный незначительный компромисс – сделка, когда каждая из сторон думает, что провела другую. Возможно, также ведение переговоров с каждым участником конфронтации в отдельности. В ситуации разделения руководитель курсирует между участниками конфликта для согласования всех условий мирного соглашения.
Вышеперечисленные роли и тактики необходимы как для разрешения конфликтной ситуации, так и для ее координирования, что предполагает урегулирование – смещение вниз, либо обострение – перевод конфликта на более высокий уровень в организации (больший масштаб). Задача координации конфликта состоит в усилении эффективности сотрудников, без учета их удовлетворенности. Результатом разрешения конфликта, напротив, будет психологическая удовлетворенность сторон, отсутствие внутреннего напряжения, которое могло бы спровоцировать очередное столкновение. Чтобы достичь разрешения конфликта нужно не только исчерпать инцидент – «выпустить пар», но и контролировать соблюдение баланса интересов сторон. Если инцидент исчерпан, а в дальнейшем потребности сторон не учтены – это может спровоцировать новые столкновения, а значит конфликтная ситуация не будет разрешенной и конфликт приобретет латентный (вялотекущий) характер.
С остальными правилами о том как можно удержать конфликт в рамках конструктива можно ознакомится здесь.