info@cgac.com.ua +38 044 228 91 91
По определению в психологических словарях – харизма (от греч. charisma - подарок) - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.
По классическому определению М. Вебера, немецкого социолога, историка и экономиста, - харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям.
В обиходе «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы следовать за ним.
Изначально о харизме рассуждали лишь применительно к титаническим фигурам великих вождей, но в последние годы эти трактовки свелись до более приземленного уровня – уровня привлекательности, популярности.
Опубликовано множество руководств и проводится уйма тренингов по управляемому формированию собственной харизмы. Речь идет о личной харизме каждого – как о наборе привлекательных черт характера и ценных коммуникативных навыков, но это уже явно другая проблема, к трактовке которой термин «харизма» привлечен явно искусственно. А значит, и говорить о том, что подобные книги и мероприятия формируют харизму опрометчиво. О харизме Фрейда или Рузвельта можно говорить с полным основанием, а о харизме какого-нибудь Иванова, Петрова, Сидорова – скорее для красного словца.
Харизма есть в первую очередь орудие продвижения идеологии, и только потом - средство карьерного роста, в том числе и в политике. Это важно подчеркнуть, ибо большинство интересующихся проектом «харизматический тренинг» полагают, что речь идет о создании некоей персональной неотразимой, слегка «демонической» привлекательности. Не следует относиться к этому только как к определенному артистическому, коммуникативному влиянию на других людей с целью подчинить их своей воле. К сожалению, определенные авторы рассматривают феномен харизмы именно так, на уровне текстов Д. Карнеги «Как приобрести друзей и влияние» и т.п.
Харизма – это сочетание врожденных и приобретенных качеств, которые могут реализоваться как харизматичность, лишь в определенные исторические моменты – когда есть потребность в харизматичном лидере, потребность в изменениях, других взглядах и революционных идеях. Харизма – это сложный сложносоставной и многоуровневый феномен, включающий в себя специфическую идеологию, внешнюю неповторимость и еще много факторов, о которых речь пойдет ниже.
Рассмотрим ключевые особенности или причины харизматичности для более полного понимания причин, почему тренинги и книги о харизме не смогут помочь стать настоящим харизматом.
Конечно же, существует набор стратегий харизматического влияния, который часто используются, а также наиболее заметен в политических играх. Прежде чем рассмотреть такие стратегии, хотелось бы отметить тот факт, что, скорее всего, нижеперечисленные способы харизатичного влияния покажутся Вам знакомыми и в вашей памяти могут всплыть конкретные имена и лица.
Если Вы поставили перед собой цель стать харизматичным лидером, не забывайте о том, что тренинги и книги по формированию харизматичности не приведут Вас к заветной цели. Можно развить коммуникативные навыки, можно скорректировать свое поведение и развить привлекательные черты характера, научиться манипулировать, можно стать лидером, но харизматичным лидером благодаря психологическим инструментам Вы не станете. Это связано с тем, что за харизму сплошь и рядом принимают привлекательные внешние данные, эстрадную популярность, наличие так называемых хороших манер, профессиональный авторитет, или же мало-мальски сносные ораторские и полемические способности. На самом деле, феномен харизмы является более сложносоставным и редким.