Вы здесь

В погоне за харизмой

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия

В погоне за харизмой

 

Елена СЕМАК

Определения:

По определению в психологических словарях – харизма (от греч. charisma - подарок) - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

По классическому определению М. Вебера, немецкого социолога, историка и экономиста, - харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям.

В обиходе «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы следовать за ним.

Подробнее:

В погоне за харизмой - кот в сапогахИзначально о харизме рассуждали лишь применительно к титаническим фигурам великих вождей, но в последние годы эти трактовки свелись до более приземленного уровня – уровня привлекательности, популярности.

Опубликовано множество руководств и проводится уйма тренингов по управляемому формированию собственной харизмы. Речь идет о личной харизме каждого – как о наборе привлекательных черт характера и ценных коммуникативных навыков, но это уже явно другая проблема, к трактовке которой термин «харизма» привлечен явно искусственно. А значит, и говорить о том, что подобные книги и мероприятия формируют харизму опрометчиво. О харизме Фрейда или Рузвельта можно говорить с полным основанием, а о харизме какого-нибудь Иванова, Петрова, Сидорова – скорее для красного словца.

Харизма есть в первую очередь орудие продвижения идеологии, и только потом - средство карьерного роста, в том числе и в политике. Это важно подчеркнуть, ибо большинство интересующихся проектом «харизматический тренинг» полагают, что речь идет о создании некоей персональной неотразимой, слегка «демонической» привлекательности. Не следует относиться к этому только как к определенному артистическому, коммуникативному влиянию на других людей с целью подчинить их своей воле. К сожалению, определенные авторы рассматривают феномен харизмы именно так, на уровне текстов Д. Карнеги «Как приобрести друзей и влияние» и т.п.

Харизма – это сочетание врожденных и приобретенных качеств, которые могут реализоваться как харизматичность, лишь в определенные исторические моменты – когда есть потребность в харизматичном лидере, потребность в изменениях, других взглядах и революционных идеях. Харизма – это сложный сложносоставной и многоуровневый феномен, включающий в себя специфическую идеологию, внешнюю неповторимость и еще много факторов, о которых речь пойдет ниже.

Рассмотрим ключевые особенности или причины харизматичности для более полного понимания причин, почему тренинги и книги о харизме не смогут помочь стать настоящим харизматом.

Причины или «истоки» харизматичности:
  • Инородность. Абсолютно не знакомыми и не близкими группами людей гораздо легче манипулировать, чем делать это с людьми, которые хорошо тебя знают.
  • Неполноценность. Некоторая телесная неполноценность была присуща многим национальным лидерам. Так, широко известно, что Наполеон был невысок, а, например, Иосиф Сталин вовсе не был таким внешне привлекательным, каким его изображали на парадных портретах. Харизма неполноценности может выражаться в какой-то отдельной черте, «метке» – такой, как горб, хромота, родимое пятно. К подобным чертам относятся и проявления душевного нездоровья, и ярко демонстративного поведения.
  • Призвание. Если первые два аспекта определяют отличие нашего предполагаемого идеального харизматика от других, то наличие «призвания», или по-английски «calling», составляет как бы самую суть харизмы. Распространен вариант, при котором герой получает «готовую» идею из рук наставника или же на него снисходит озарение. Однако подобное «просветление» и «обретение призвания» может случаться не только внезапно, но и постепенно. Этот прием нередко используется специалистами, создающими образ кандидата на каких-либо выборах: всю жизнь он якобы постепенно «прозревает» и, наконец, ощущает готовность «спасти свой народ», если, конечно, победит в голосовании.

Конечно же, существует набор стратегий харизматического влияния, который часто используются, а также наиболее заметен в политических играх. Прежде чем рассмотреть такие стратегии, хотелось бы отметить тот факт, что, скорее всего, нижеперечисленные способы харизатичного влияния покажутся Вам знакомыми и в вашей памяти могут всплыть конкретные имена и лица.

Стратегии харизматического влияния:
  • Отличаться от других. У человека, претендующего на харизму, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы.
  • Пережить озарение. Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение.
  • Удивить сторонников. Новизна - неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности проявлялись общепринятым образом.
  • Придумать ритуал. Харизматическое поведение зачастую предполагает некую театральность. С этим связано широкое использование гербов, эмблем, гимнов, знамен и различных обрядов.
  • Быть успешным. Как пишет М. Вебер: «Если продолжительное время ему изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть».
  • Быть радикальным. Для харизматической личности очень важен способ отношения к своим идеям. Это - своего рода сверхценное отношение. Ты должен относиться к своим идеям как к чему-то особенно ценному.
  • Победить врагов. Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. При этом лидер никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Он всегда — слуга народа. Необходимое для харизматического образа демонстративное самоотречение.
  • Проявить самостоятельность. Это одна из необходимых составных харизматического имиджа. Важно подчеркивать, что ты независим ни от кого (кроме, разумеется, своей паствы). Демонстрация независимости должна идти рука об руку с демонстрацией идеологической и иной оригинальности (даже в случае консервативной идеологии). Это и понятно: ведь если ты являешься орудием в чьих-то руках, или основываешься на старой идеологии, зачем тебе быть харизматическим.
  • Пробудить особые эмоции. Для харизматического влияния очень важно, чтобы одновременно взаимно противоположные эмоциональные знаки (пугающие и успокаивающие, например) были выражены по возможности сильно. Образ политического лидера должен внушать определенный «страх и трепет». Добряк-жизнелюб нравится, но не притягивает. Важно иметь в виду, что страх - это в первую очередь способ изменения состояния сознания, предпосылка своего рода транса.

Если Вы поставили перед собой цель стать харизматичным лидером, не забывайте о том, что тренинги и книги по формированию харизматичности не приведут Вас к заветной цели. Можно развить коммуникативные навыки, можно скорректировать свое поведение и развить привлекательные черты характера, научиться манипулировать, можно стать лидером, но харизматичным лидером благодаря психологическим инструментам Вы не станете. Это связано с тем, что за харизму сплошь и рядом принимают привлекательные внешние данные, эстрадную популярность, наличие так называемых хороших манер, профессиональный авторитет, или же мало-мальски сносные ораторские и полемические способности. На самом деле, феномен харизмы является более сложносоставным и редким.

Обратная связь

Оставить отзыв

Форма отзывов для клиентов, ради которых трудились наши сотрудники

Рассылка новостей

Форма подписки на рассылку новостей нашей компании