info@cgac.com.ua +38 044 228 91 91
(как избежать типичных ошибок)
«Автоматизация или компьютеризация неэффективного процесса лишь дает возможность делать ошибки быстрее и больше»
(Д. Харрингтон, К. С. Эсселинг, Х. В. Нимвеген)
В погоне за быстрым результатом, упускается из виду сам путь, который должен быть пройден, чтобы добиться желаемого. Спешка, как всем известно, ни к чему хорошему не приводит. Большинство компаний совершают одни и те же ошибки. Особенно, это касается вопросов автоматизации деятельности. Автоматизация бизнес-процессов, если ее осуществлять не так как надо, часто приводит к разочарованию, потерянному времени и деньгам. Дело вот в чем… (см. рисунок)
Покупая готовые «коробочные» решения, компания попадает в стандартную ловушку. Увещевания представителей поставщиков программного обеспечения (ПО) о модульности, гибкости настроек, «уникальных возможностях» их программного продукта, в котором все предусмотрено – не более чем обещание чуда за «очень скромные деньги». А чудес в управлении не бывает… (см. рисунок)
Есть несколько вариантов развития событий при сотрудничестве с поставщиками ПО. Результативность, также, разная.
Следует понимать, что:
В сотрудничестве с внешним производителем информационных систем, этот вариант самый маловероятный. Представители поставщика ПО всеми правдами и неправдами будут пытаться реализовать вариант №2. Пытаясь «довести» информационную систему под реальные потребности, компаниям все равно приходится нанимать штатных программистов или специалистов, которые будут контролировать процесс «доводки» ПО представителями поставщика под потребности компании (см. рисунок).
Когда придут представители поставщика ПО, внедрять свой программный продукт, они, наверняка, постараются начать с изменения бизнес-процессов (БП) вашей компании под свою систему. Проще и быстрее переубедить изменить БП компании, чем вносить изменения в программу, приспосабливая ее к потребностям информационных потоков организации (см. рисунок).
И с большой вероятностью все аргументы сведутся к:
Можно конечно, при наличии свободных финансовых ресурсов, купить что-то:
Вариант №4
Делать не так как хочется, а так как надо, т.е. делать изначально правильно (см. рисунок). Необходимо:
Но лучше пройти такой путь, чем потерять много денег и упустить время. Примеров, когда компании пренебрегают простыми правилами, очень много. Результат спешки один - долгожданная автоматизация бизнеса так и не приносит ожидаемых результатов.
Роль консультантов на схеме могут выполнить и некоторые сотрудники компании, обладающие соответствующими опытом и знаниями. Данный подход позволит избежать многих недоразумений при автоматизации деятельности компании.
По результатам опроса компаний, внедрявших у себя ERP-продукт R/3 компании SAP, до внедрения программного обеспечения 16% респондентов считали, что реинжиниринг бизнес-процессов должен предшествовать внедрению программного обеспечения (ПО). После внедрения ПО R/3 такого мнения стали придерживаться 35% опрошенных. То есть компании, внедрившие у себя ERP-систему, считают, что сначала нужно было правильно выстроить бизнес-процессы компании, а потом заниматься их информационным обеспечением.
Из огромного перечня возможностей многофункциональных профессиональных программ задействованными оказываются всего 3-15%.
Исследования показали, что на каждые 6 крупных систем программного обеспечения, запущенных в действие, приходится 2 таких, разработка которых была прекращена из-за невозможности добиться удовлетворительного функционирования. Средний проект разработки программного обеспечения затягивается на половину первоначально запланированного срока, крупные проекты и того хуже. Три четверти всех больших систем либо выполняют не все функции, которые на них возлагались, либо не используются вовсе.
Опрос участников выставки Docflow 2008 показал отчетливое превосходство графической формы (88%) описания бизнес-процессов над текстовой (54%) или табличной формой (42%). Это связано с тем, что графическая форма описания более удобна для формализации бизнес-процесса и проверки его корректности.
Как показал опрос, в первую очередь описание процессов проводится для внедрения информационных систем (77%). Вторая по популярности цель описания бизнес-процессов – регламентация деятельности (73%), что свидетельствует о невысокой зрелости бизнес-процессов в российских компаниях (первый-второй уровни зрелости по пятибалльной шкале Gartner).
Весьма показательны 65% работ по описанию бизнес-процессов в целях их дальнейшего совершенствования, что говорит об усилении интереса к теме процессного управления.
Считается, что для нормального функционирования информационная система требует точность данных 95% и выше.
По подсчетам аналитиков, время взаимодействия между подразделениями разделяется следующим образом: 20% - время работы, 80% - передача результатов следующему исполнителю.
Количество ошибок при оформлении платежных и первичных документов снижается в среднем на 50% сразу после окончания проекта по описанию и регламентации бизнес-процессов.
Характерная черта, отмеченная зарубежными экспертами в российской промышленности, - нечеткое, формальное распределение обязанностей, что приводит к провалам в организации любой работы. Руководители при этом идут по совершенно странному пути - вместо того, чтобы наладить взаимодействие между подразделениями, стремятся взять и эти "проблемные" места под свой жесткий контроль. В результате вводятся дополнительные контрольные и дублирующие функции, руководители вместо того, чтобы организовывать работу подчиненных, пытаются руководить решением этих ключевых проблем сами.
По данным, опубликованным Национальным институтом стандартов (NIST 2002 RTI Project 7007.011), основное количество ошибок в продукте - 70%! - закрадывается на стадии выработки требований и построения дизайна. А обнаруживается ...
Практика показывает, что компании среднего размера – от 500 до 1000 человек – разрабатывают и внедряют новую систему управления целиком за один год. Компаниям с 10 000 сотрудников потребуется примерно 2-3 года.