info@cgac.com.ua +38 044 228 91 91
(оптимизация бизнес-процессов по принципу "как должно быть")
«Процесс, который был вчера превосходным, сегодня всего лишь удовлетворительный, а завтра уже не будет отвечать требованиям времени"
(Д. Харрингтон, К. С. Эсселинг, Х. В. Нимвеген)
Оптимизация бизнес-процессов компании подразумевает использование одного из методов или сочетание нескольких из них (от незначительных улучшений в рамках одного процесса, до бенчмаркинга и реинжиниринга). Между собой они отличаются временем реализации, стоиомстью, рисками и достигаемыми результатами. Наиболее радикальным является реинжиниринг бизнес-процессов. При оптимизации бизнес-процессов компании также может применяться имитационное моделирование, в случае, если используется специализированное программное обеспечение.
Обычно в компаниях часто процессы не оптимизированы, что часто сказывается на качестве обслуживания клиентов. На рисунке показана условная, но достаточно типичная ситуация с точки зрения излишних согласований, дублирования функций, задержках при принятии важных решений и скорости/качества работы со своими клиентами. Вполне очевидно, что требуется оптимизация бизнес-процессов компании.
При совершенствовании процессов прибегают к различным методам оптимизации бизнес-процессов. На качество/скорость получения приемлемых результатов сильно влияет полнота и корректность моделей процессов, реализованная на этапе их описания по принципу "как есть".
Оптимизация бизнес-процессов компании позволяет существенно улучшить работу со своими клиентами, что обязательно сказывается в последующем на улучшении финансовых показателей. Обычно оптимизация бизнес-процессов осуществляется силами рабочих групп и может занимать от недели до нескольких месяцев - все зависит от масштаба измнений в бизнес-процессе. Оптимизация процесса, особенно крупного обычно рассматривается как отдельный проект в рамках компании и, соответсвенно, требует знаний в области проектного менеджмента.
Следует понять, что оптимизация процессов - это не разовая акция. Осуществляя мониторинг показателей по ключевым бизнес-процессам и последующий их анализ, в компании принимается решение о целесообразности улучшения бизнес-процесса. В то же время, это абсолютно не означает, что ключевые бизнес-процессы необходимо изменять каждые два месяца (как рассказывал нам один из собственников аграрной компании). Частота пересмотра бизнес-процессов может зависеть только от стоящих перед компанией целей и результатов показателей их мониторинга. Динамика рынка, на котором работает компания, также может оказывать влияние на частоту пересмотра процессов.
Типичной и очень частой ошибкой руководителей является представление о том, что оптимизация бизнес-процессов всегда и в первую очередь связана с автоматизацией бизнес-процессов. Увы, такая ошибка часто дорого обходится компаниям. Прежде чем принимать решение об однозначной автоматизации бизнес-процессов, настоятельно рекомендуем ознакомиться с данным материалом.
Ошибочно думать, что оптимизация бизнес-процессов (консалтинг), выполняется самими консультантами. Такое на практике встречается, но положительных результатов встречать не приходилось. Работа по улучшению процессов выполняется, прежде всего, силами сотрудников компании, которые вовлекаются в работу по оптимизации процессов.