Будь всегда в курсе последних новостей!

Получай только необходимые новости

Укажи телефон и город - получи

постоянную скидку 5% на обучение!

* Только для сообщений по СМС и Viber.

Будь в курсе тем следующего месяца!

Узнавай первым о новых темах обучения!

Заполни дополнительные поля и получи постоянную скидку 5%!

* Только для сообщений по СМС и Viber.

Ничего лишнего, только новые статьи!

Вы здесь

Методы оптимизации бизнес-процессов

Версия для печатиВерсия для печатиPDF-версияPDF-версия

Методы оптимизации бизнес-процессов

О методах и других важных моментах этапа оптимизации бизнес-процессов

Методов оптимизации бизнес-процессов существует достаточно много – от простых (упрощение, устранение излишков и т.д.), до достаточно сложных (построение «домов качества», АВС-анализ и т.д.). Некоторые методы оптимизации бизнес-процессов реализуются достаточно быстро и обещают такие же быстрые результаты (в пределах 3-х месяцев), другие, требуют большего времени. В большинстве случаев, быстрые методы не позволяют добиться существенных улучшений бизнес-процесса (если допустить, что бизнес-процесс изначально был выстроен качественно). Методы, сулящие значительные улучшения, к примеру, реинжиниринг бизнес-процессов, являются не только более рискованными, но и потребуют большего времени и средств на внедрение.

Если задать вопрос, а может ли компания (сотрудники) оптимизировать бизнес-процесс без использования какого-то метода, то ответ прост – да, сможет. Первый шаг на пути улучшения процесса – это качественное описание бизнес-процессов по принципу «как есть». Как только ваша компания получит корректно отображенные графические модели существующих бизнес-процессов – появится масса предложений по их оптимизации. В большинстве случаев, проблема компаний заключается в том, что они не видят своих бизнес-процессов. Соответственно, их тяжело совершенствовать, измерять и управлять ими.

Если брать во внимание организационную составляющую методов оптимизации, то и оптимизация бизнес-процессов и реинжиниринг, в основном имеют много общего. Как правило, и в одном и другом случае, создается рабочая группа по совершенствованию бизнес-процесса. Но опять же, это рекомендация. Не редки случаи (из нашей практики в том числе), когда один сотрудник успешно справлялся с оптимизацией достаточно большого бизнес-процесса. В других случаях, требовалась рабочая группа. Даже реинжиниринг бизнес-процесса под силу осуществить одному сотруднику. И такие примеры у нас тоже есть. Безусловно, после оптимизации бизнес-процесса все предложения проходят проверку, и принимается решение о внесении или отклонении предлагаемых изменений. Просто для оптимизации бизнес-процесса, знание методов не всегда является ключевым моментом.

Еще более странными выглядят материалы в интернете, предлагающие чуть ли не целые «алгоритмы» с использованием нескольких методов или предлагается один какой-то метод в качестве «последней инстанции». Следует понять одну простую вещь – оптимизация бизнес-процессов, как и совершенствование чего-либо в компании, не терпит шаблонных подходов и требует абсолютно индивидуального выбора метода в каждой конкретной компании, в каждом конкретном случае.

 

Мы сознательно не перечисляем здесь основные методы. И вот почему:

  • Не стоит забывать о том, что в большинстве случаев методы оптимизации бизнес-процессов разрабатывались крупными компаниями или для крупных компаний. И это существенный момент. То, что приемлемо одному, может оказаться абсолютно бесполезным или пагубным для другого.
  • К сложным методам или, что еще хуже, к «чудо-методам» стоит относиться с особой осторожностью. Сложные методы потребуют существенного времени и средств, а не каждая компания сможет себе это позволить. Не забывайте, что для очень крупных компаний экономия ресурсов даже в несколько процентов, или долей процента, обозначает экономию колоссальных сумм, исчисляемых сотнями тысяч или миллионами. Для небольшой компании использование сложных методов может обернуться, в конечном счете, убытками – эффект от оптимизации не покроет расходов на сам организационный процесс. Про «чудо-методы» и говорить нечего – управление вещь прагматичная и чудес в принципе быть не может. Поэтому, чем дальше от таких обещаний, тем лучше (хотя, на постсоветском пространстве, вера в чудеса, неистребима, в том числе и в области управления).
  • Также большинство из методов требуют значительной квалификации сотрудников и опыта проведения подобных мероприятий. На начальном этапе перехода компании на процессное управление, в подавляющем большинстве случаев, такого персонала нет. А навык не прививается за один-два дня.
  • Некоторые из методов оптимизации вряд ли применимы, в силу закрытости отечественных компаний. Соответственно, такой метод как бенчмаркинг процесса, или провести крайне сложно, или практически невозможно.
  • Есть методы, которые требуют статистических данных. А данные, как правило, на начальном этапе описания бизнес-процессов по принципу «как есть» и на момент оптимизации бизнес-процессов – у компании отсутствуют (в силу несовершенства управленческого учета и изначального отсутствия показателей по бизнес-процессам).

Слишком много факторов влияет на временные рамки и конечные результаты оптимизации бизнес-процесса:

  • применяемого метода;
  • использования групповой/индивидуальной работы;
  • критериев, по которым процесс должен оптимизироваться;
  • мотивации сотрудников, осуществляющих оптимизацию процесса;
  • наличие у сотрудников достаточных знаний об оптимизируемом процессе;
  • наличие знаний и реального опыта в области оптимизации бизнес-процессов и т.д.

 

Узнать больше об анализе бизнес-процессов Вы сможете, посетив наш семинар (см. программу).

Все о бизнес-процессах на одной странице.
 

Обратная связь

Оставить отзыв

Форма отзывов для клиентов, ради которых трудились наши сотрудники

Рассылка новостей

Форма подписки на рассылку новостей нашей компании