info@cgac.com.ua +38 044 228 91 91
О методах и других важных моментах этапа оптимизации бизнес-процессов
Методы оптимизации бизнес-процессов - это определенный перечень принципов (подходов), которые могут существенно улучшить процесс. Методов оптимизации бизнес-процессов существует достаточно много – от простых (упрощение, устранение излишков и т.д.), до достаточно сложных (структурирование функции качества, АВС-анализ и т.д.). Некоторые методы оптимизации бизнес-процессов реализуются достаточно быстро и дают достаточно быстрые результаты (в пределах 3-х месяцев), другие, требуют большего времени. В большинстве случаев, быстрые методы не позволяют добиться существенных улучшений бизнес-процесса (если допустить, что бизнес-процесс изначально был выстроен качественно). Методы, сулящие значительные улучшения, к примеру, реинжиниринг бизнес-процессов, являются не только более рискованными, но и потребуют большего времени и средств на внедрение.
Если задать вопрос, а может ли компания (сотрудники) оптимизировать бизнес-процесс без использования какого-то метода, то ответ прост – да, сможет. Первый шаг на пути улучшения процесса – это качественное описание бизнес-процессов по принципу «как есть». Как только ваша компания получит корректно отображенные графические модели существующих бизнес-процессов – появится масса предложений по их оптимизации. В большинстве случаев, проблема компаний заключается в том, что они не видят своих бизнес-процессов. Соответственно, их тяжело совершенствовать, измерять и управлять ими.
Еще одна распространенная проблема звучит примерно так: "А давайте автоматизируем!". Но автоматизация организационного беспорядка приведет к беспорядку, но уже автоматизированному. Т.е. ошибки будут проявляться чаще. Автоматизация ускоряет, но не всегда улучшает.
Поэтому, если рассматривать методы оптимизации бизнес-процессов, то такой метод как автоматизация бизнес-процесса, стоит рассматривать не в первую очередь. При автоматизации бизнес-процесса часть проблем, безусловно закроется, но это не значит, что не появятся новые. В том числе и в связи с автоматизацией бизнес-процесса.
Если брать во внимание организационную составляющую методов оптимизации, то и оптимизация бизнес-процессов и реинжиниринг, в основном имеют много общего. Как правило, и в одном и другом случае, создается рабочая группа по совершенствованию бизнес-процесса. Но опять же, это рекомендация. Не редки случаи (из нашей практики в том числе), когда один сотрудник успешно справлялся с оптимизацией достаточно большого бизнес-процесса. В других случаях, требовалась рабочая группа. Даже реинжиниринг бизнес-процесса под силу осуществить одному сотруднику. И такие примеры у нас тоже есть. Безусловно, после оптимизации бизнес-процесса все предложения проходят проверку, и принимается решение о внесении или отклонении предлагаемых изменений. Просто для оптимизации бизнес-процесса, знание методов не всегда является ключевым моментом.
Еще более странными выглядят материалы в интернете, предлагающие чуть ли не целые «алгоритмы» с использованием нескольких методов или предлагается один какой-то метод в качестве «последней инстанции». Следует понять одну простую вещь – оптимизация бизнес-процессов, как и совершенствование чего-либо в компании, не терпит шаблонных подходов и требует абсолютно индивидуального выбора метода в каждой конкретной компании, в каждом конкретном случае. Знать методы оптимизации бизнес-процессов надо, но искать универсальную "чудо-формулу" бесполезно.